Конституция Муравьева и «Русская правда» Пестеля

Исторические материалы » История восстания декабристов » Конституция Муравьева и «Русская правда» Пестеля

«Русская правда» – своеобразный наказ будущему временному правительству, которое должно было установиться после свержения самодержавия до выборов верховного органа будущей республики – Народного веча. Она объявляла о низвержении самодержавия, уничтожении крепостного права и сословных преимуществ, провозглашала равенство всех перед законом и установление республиканского строя. Утверждалась свобода вероисповедания, слова, печати, гласность и нелицеприятие суда.

Согласно этому конституционному проекту половина помещичьей земли подлежала конфискации при частичной компенсации владельцев за счет государственных средств. Конфискованные земли наряду с казенными предполагалось раздать крестьянам. Вторая их половина сохранялась как собственность помещиков в их владении.

Высшим органом республики становилось Народное вече, которое избирали мужчины, достигшие 20 лет, вне зависимости от имущественного ценза. Народное вече избирало свой исполнительный орган – Державную думу из пяти человек. Этому правительству подчинялись 10 министерств, которые должны были руководить всеми сферами жизни граждан. «Блюстительная» сфера находилась в руках Верховного собора из 120 пожизненных членов.

Пестель считал, что диктатура временного правительства до избрания Народного веча должна продолжаться 10 лет. За это время необходимо осуществить все радикальные преобразования.

При всей дворянской ограниченности «Русская правда» являлась наиболее демократическим вариантом революционной программы декабристов, при осуществлении которой могло начаться быстрое движение страны по пути буржуазного развития.

Программным документом Северного общества стала конституция, написанная Н.М. Муравьевым. В отличие от «Русской правды» она никогда не была одобрена всеми членами общества. Существовали три ее редакции, но каждая отражала взгляды лишь части его членов, в основном умеренного ее крыла. Конституция объявляла создание конституционно – монархического государства с выборными органами, в котором политические права ограничивались имущественным цензом: они предоставлялись лишь людям состоятельным – владельцам крупного имущества. В ней предусматривалось уничтожение крепостного права, но с сохранением помещичьего землевладения и с ограниченным наделением крестьян землей. Уничтожались сословия, и вводилось равенство всех перед законом. Россия провозглашалась федерацией, в которой верховная власть принадлежала выборному Народному вечу, а императору вверялась лишь исполнительная власть. Провозглашались политические свободы, отменялись военные поселения.

Несмотря на различное решение многих программных вопросов в Северном и Южном обществах, общее стремление к уничтожению или ослаблению самодержавия, крепостного права и сословного строя сближало их, давая надежду на возможность объединения.

К этому времени в Северном обществе руководящее положение заняли решительные республиканцы К.Ф. Рылеев, А.А. и Н.А. Бестужевы, которые наладили связь с офицерами гренадерского полка и морского экипажа.

Статут Великого княжества Литовского 1529 года
(Права писаные даны панству великому князьству литовскому, рускому, жомойтскому и иных через наяснейшого пана жикгимонта, 3 божее милости короля полского, великого князя литовского, руского, пруского, жомойтского, мазовецкого и иных). Многочисленные права и привилегии дарованные самым различным слоям общества потребовали создания кодиф ...

Быт и обычаи царского двора до петровских преобразований. Бытовые картины из жизни семьи царя Алексея Михайловича
Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Царь Алексей был женат два раза: в первый раз на Марье Ильиничне Милославской (1648 — 1669), во второй — на Наталье Кирилловне Нарышкиной (с 1671 г.). От первого брака у него было 13 детей. Многие из них умерли еще при жизни отца, и из сыновей только Федор и Иван его пережили. Оба они был ...

Отмена патриаршества. Церковная реформа.
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца ...