Культура белорусских земель XIII—XVI вв.

История Беларуси » Культура белорусских земель XIII—XVI вв.

В середине XIII—XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в состав полиэтнического феодального государства - ВКЛ. Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определили полиэтнический характер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV—XVIII вв. называется старобелорусским. Старобелорусский язык был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточно- славянским населением и литовцами- аукштайтами, жемоитами.

Наличие сильного государства гарантировало благоприятные внешние и внутренние условия жизни населения. Многие крупные города Беларуси в XV - начале XVI вв. добились магдебургского права. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законодательного оформления феодально-сословного строя. Формировались основы культурной, языковой консолидации основного населения Беларуси. Это проявлялось: 1)в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям; 2) в утверждении нового уклада жизни; 3) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле - в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал 2 книги: в 1522 г. -«Малую подорожную книжицу», в 1525 г. - «Апостол». Скорина понимал народ как целостную общность, объединенную происхождением, исторической судьбой, языком. По его мнению, в понятие идеального гражданина входит мужество, справедливость, высокая духовность. В 50-60-е гг. XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Слуцке. Пинске и др. Расширяется языковое своеобразие книжной продукции. Вторая половина XVI в. - время пробуждения общественной мысли в Беларуси. Сымон Будный издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» , «Об оправдании грешного человека перед богом» и др.В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого братства. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продукции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии. Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания в первой половине XVI в. зарождалась светская латиноязычная литература. Н. Гусовский в издал на латыни поэму «Песня про зубра».В эпоху Возрождения продолжается летописание. С течением времени в летописях все больше места отводится художественной фантазии, в результате они стали напоминать исторические повести. Это «Хроника Великого княжества Литовского» (1520), «Хроника Быховца» (1530-?).Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытесняются собственно историческими и историко-полемическими произведениями На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. Наиболее известными готическими памятниками Беларуси являются Троицкий костел XV в. в д. Ишкольдь (Барановичский район), храмы первой половины XVI в. в д. Сынковичи (Зельвенский район), д. Мурованка (Шучинский район), костел в д. Гнезно (Волковысский район) и др.

Причины и последствия удельной раздробленности Руси на рубеже XI-XII вв.
На рубеже XI и XII вв. Древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств. Основные причины такого распада: 1. Естественное деление земель между детьми умершего князя Ярослава Мудрого. Так после его смерти (1054 г.) Киевское государство было разделено между его пятью сыновьями, сделал он это так, что влад ...

Латинская (западноевропейская ) рукописная книга. Материалы для изготовления книг
Основным писчим материалом в Средневековье служил пергамент. На раннем этапе его иногда красили, обычно в пурпур, писали золотом или серебром. Манера красить пергамент перестала практиковаться лишь в 13 веке. В раннем Средневековье основными центрами как и производства, так и потребления пергамента были монастыри, а с 13 века за изгото ...

Главные достижения Троцкого в политической деятельности
Троцкий Лев Давидович являлся основателем троцкизма – враждебного ленинизму течения в рабочем движении. Первоначально троцкизм возник как леворадикальный оттенок меньшевизма и российская разновидность центризма. Как антиленинское течение Троцкизм начал оформляться ещё со времени II съезда РСДРП (1903), на котором Троцкий выступил по ряд ...