Внутренний и сословный слой ВКЛ. Церковно – религиозные отношения в ВКЛ

История Беларуси » Внутренний и сословный слой ВКЛ. Церковно – религиозные отношения в ВКЛ

Первоначально ВКЛ представляло собой – своеобразную федерацию. Однако Витовт делает первые шаги централизации государства. В начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы. К концу XVI в. ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые делились на поветы. К концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Сначала вся верховная власть находилась у великого князя. Он возглавлял вооруженные силы, мог объявлять войну и заключать мир, был главным судьей и администратором. При князе существовала великокняжеская рада с совещательными функциями. Однако по мере усиления шляхты рада стала самостоятельной, независимой от князя органом госуправления – «паны-рада». Привелей 1492 г. устанавливал, что только решения князя, принятые вместе с «паны-радой», имеют силу закона. Привилей1506 г. был еще более категоричным: все законы и распоряжения должны были выдаваться великим князем только с согласия «паны-рады». В начале XV в. появляется – Сойм. Сойм обсуждал главные вопросы внутренней политики, принимал законодательные акты, устанавливал налоги, решал судебные вопросы, выбирал великого князя. В состав сойма входили паны-радные, важнейшие чины центрального и местного управления, представители духовенства, а также по 2 депутата от шляхты с каждого повета. Все должности в ВКЛ могла занимать только шляхта, христианской веры и уроженцы ВКЛ. Административные посты считались пожизненными, лишить их можно было только за тяжкие криминальные преступления и только по решению суда. В XIV–XVI вв. в ВКЛ оформилась ограниченная сословно-представительная монархия. Особенностью внутреннего строя ВКЛ было существование «магдебургского права» – права города на самоуправление. Первыми в ВКЛ получили магдебургское право Вильно (1387 г.) и Брест (1390 г.). На протяжении XV–XVI вв. грамоты были выданы почти всем крупным городам ВКЛ. Жители этих городов были лично свободными, им гарантировалось свободное занятие ремеслом, торговлей, образование цехов. Церковно-религиозные отношения КВЛ – связаны с христианской верой. На территории Беларуси христианство распространялось в виде православия. В 1054г христианская церковь раскололась на католическую(Рим) и православную(центр - Византийская империя, город Константинополь).Константинопольский патриарх создавал митрополии( глава - митрополит).После разгрома Киевской Руси Киевский митрополит переехал в Москву. Церковь была зависима от госуд. власти и К. митрополит стал проводить проповеди, что все должны подчиняться московскому князю. В середине 15в появилась Литовская митрополия. В конце 16в в Москве создается собственное патриаршество, выбран патриарх.2 этапа распространения католичества:1) середина 13 – конец 14в. Насильственное распространение через крестоносцев. Закончился неудачно.2) конец 14в. 1385год - кревская уния. Договор между Польшей и Литвой. Ягайло распространил католичество в ВКЛ. Он сам поменял веру. Главное - превратить феодалов в католиков. 1387г- Ягайло издает грамоту: феодалы католики получают экономическое преимущество. По принятию католичества земля становилась полной собственностью. В 1413г феодалы-католики получили политические преимущества. Только католики имели право избирать великого князя, преимущество при занятии госуд. Должностей. Православные феодалы боролись. Вплоть до гражданской войны. В 30е годы ВКЛ поделилось на 2 государства. Православные и католики получили одинаковые экономич. права. Но в политической сфере они ущемлялись. Православные вместе с землями и крестьянами уходили на сторону Москвы. Это главная причина победы Москвы над ВКЛ в войнах. В 16в православные и католики были уравнены в правах но юридически это было оформлено только в 1563году.

Другие завоевания
Иван Васильевич удержал за собою Вологду и Заволочье, а в следующем 1472 году отнял у Великого Новгорода Пермь. Эта страна управлялась под верховною властью Новгорода своими князьками, принявшими христианст­во, которое с XIV века, со времени проповеди св. Стефана, распростра­нилось в этом крае. В Перми обидели каких-то москвичей. Иван В ...

Эволюция идеологии турецкого национализма
Турецкий национализм, тюркизм после начала кемалистской секуляризации постепенно становится второй религией Турции. Принятие этой религии не стало препятствием к европеизации – наоборот, цивилизованная Европа 20–30–40 годов, во всяком случае ее значительная часть, сама являла такие образцы крайнего национализма, о которых ныне цивилизов ...

Свобода печати и журналистской деятельности
Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его разнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также на жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго р ...