Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.
Страница 1

Исторические материалы » Восточные славяне » Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.

В отличие от западных и южных славян, создавших свои ранние государства на основе племенных союзов, как например, Польша, Чехия, Сербия, Хорватия, или под определяющим воздействием других этносов – Болгария, в землях восточных славян, разделенных пространствами Восточно-Европейской равнины и имевших между собой диалектные языковые различия и незначительные отличия в материальной и духовной культуре, благодаря и вопреки внешним воздействиям, было создано единое Древнерусское государство – Киевская Русь. Единая государственность консолидировала восточнославянские, а также некоторые финно-угорские и балтские племена в единую древнерусскую народность.

Значение термина русь.К настоящему времени историками накоплен большой материал, позволяющий проследить, как менялось значение термина русь в древнерусских и современным им зарубежным источниках.

Русь в значении социального термина, применяемого по отношению к княжеским дружинникам, допустимо только для времени Рюрика. Так, сообщение Повести временных лет о приходе на княжение Рюрика «со всей русью» Новгородская летопись интерпретирует как «дружину многу».

В походе Олега на Киев в 882 г. руси в составе войска не было; были «многи варяги, чудь, словени, меря, весь, кривичи». И только после утверждения Олега в Киеве «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С вокняжением Олега в Киеве он, его род и его варяжские, скандинавские, славянские и чудские дружинники восприняли этноним русь от предшествующего правящего русского рода и местного славянского племени русов, подчеркивая законность и преемственность своего княжения как князя русского рода. Так, в договоре с греками 911 г., дошедшего в летописном изложении, сообщается: «Мы от роду Русского Карл, Ингелод … (далее перечислены имена послов, имеющие, в основном, скандинавское происхождение), посланные Олегом, Великим князем Русским, и всеми сущими под рукой его (здесь подразумевается княжеский род и его дружина), великими и светлыми князьями, светлыми боярами к вам…». Как видим, термин русь прибретает этно-социальный признак, как принадлежность к правящему в государственном образовании русов русскому роду.

Имевшее место при князя Олеге существенное этническое различие княжеского рода и его ближайшего окружения, преимущественно скандинавского происхождение, от остального населения со временем нивелируется. Так, в тексте договора с греками 944 г. наряду с именами членов княжеского рода и послов, имеющими скандинавское происхождение, указаны также славянские имена и имена, имеющие иное этническое происхождение, в частности, ираноязычное или антское. Вместе с тем, в летописях отмечаются случаи социального отличия русов/русских, имея в виду княжеский род с его ближайшее окружение, от славян, т.е. основного населения Руси. В дальнейшем в летописях в качестве социального термина, обозначающего дружинников, используется, в основном, термин варяги, а термин русь выступает как этноним. Так, в летописи в сообщении о походе Игоря на Византию наряду с полянами, славянами (словенами ильменскими) и другими племенами указаны варяги (социальный термин, имеющий в виду княжескую дружину, состоящую преимущественно из нанятых варягов) и русь (этноним племени русов, такого же, как поляне или ильменские словены). В конце X – начале XI вв. этнонимы русы и славяне постепенно заменяется этнонимом русские, обобщающим все славянское население Древней Руси, подвластное киевскому князю. Так, в составе войска князя Владимира в походе на волжских болгар в 985 г. указаны конные войска русские, торков (тюркское племя, кочевавшее в Поросье), волынян и червенские (вошедшие в состав Руси в 982-983 гг.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Личность Ивана Калиты. Мнения историков
Через многие годы произошло то, о чём великий русский историк Н.М. Карамзин высказался вполне определённо в «Записках о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Он пишет: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил голову и спас отечество». И всё началось с того, что на московский стол сел к ...

Айтеке би и «Жеты жаргы»
Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с ...

Начало «холодной войны»
В развитии основных проблем международной жизни в послевоенные годы наиболее ясно проявилось противостояние блоков во главе с США и СССР, которое переросло в «холодную войну». «Идеологическим манифестом» этого процесса явилась речь Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, США в присутствии президента Трумена. Впервые после во ...