Происхождение и ранняя история славян
Страница 3

Исторические материалы » Восточные славяне » Происхождение и ранняя история славян

В конце II – начале III вв. в Севернопричерноморском регионе складывается черняховская культура, охватывающая в III-IV вв. территорию от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Являясь полиэтничной, она включала и готский, и сарматский, и гетто-дакский, и славянский компоненты. Черняховское население оставалось пестрым в этническом отношении вследствии кратковременности черняховской культуры и незавершенности ассимиляционных процессов. Конец черняховской культуры был связан с нашествием гуннов.

К этногенезу славян, имеют отношение два региона черняховской культуры – Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский.

Первый регион охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Это область становления черняховской культуры на основе волыно-подольской группы пшеворской культуры. Спецификой этого региона является крайняя малочисленность скифо-сарматских и готских (вельбарских) компонентов. Это позволяет сделать вывод о заселении Верхнеднестровского региона в позднем римском периоде преимущественно славянами. В начале средневековья на базе древностей этого региона развивается пражско-корчакская археологические культура, носителями которой было праславянское диалектно-племенное образование, известное под этническим именем дулебы.

Подольско-Днепровский регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра, охватывая поднепровские земли – Среднее Поднепровье и поречье порожистой части Днепра. Основную массу населения этого региона составили потомки местных ираноязычных племен и расселившиеся славяне – носители пшеворской, а также полиэтничное население - носители зарубинецкой культур, игравшие более активную роль, в связи с чем здесь протекал постепенный процесс славянизации ираноязычного компонента. Имевший место в черняховской культуре ирано-славянский симбиоз оказал значительное воздействие не на весь славянский мир, а только на юго-восточную часть его. Иранское наследие проявляется и в формировании южной части восточного (будущие украинские и южнорусские говоры) и южного (болгарский, сербохорватский, македонский языки) славянства. Иранское начало имеют известные в восточнославянском язычестве божества Хорс и Симаргл.

Анты - это отдельное диалектно-племенное образование славян, сформировавшееся при активном участии иранского этнического компонента. Анты на иранских языках означает “живущие на украине, пограничные жители”. Согласно Иордану, анты заселяли лесостепную полосу междуречья Днестра и Днепра. В конце IV в. имела место война готов с антами, в которой остготский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами. Это позволяет предположить, что анты в IV в. имели собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими союзами племен того времени. Антское общество в IV в. было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Антами было создано раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, власть которого приобрела наследственный характер.

Из антского ареала исходили славянские передвижения, приведшие к формированию раннесредневековых болгар, сербов, хорватов и македонцев. В начале средневековья на базе древностей этого региона развиваются две археологические культуры: пеньковская антов и именьковская в Среднем Поволжье.

К черняховскому времени восходят и другие бесспорные иранизмы в этнонимии юго-восточной части славянского мира. Таковы хорваты, сербы, русь. Племенное имя сербов связывается с иранской лексемой servi со значением ”страж скота, стеречь”. Этноним сербы получен от сарматов, которые под названием “servi Sarmatorum”упоминаются в источниках IV-V вв., этот индоиранский компонент вошел в праславянский мир со стороны Южного Побужья. Интересно тождество этнонимов ‘’sar-mat/har-vat‘’в значение ‘’женский, изобилующий женщинами‘’. Весьма вероятно и индоиранское начало этнонима русь, возводимого к иранской лексеме со значением “светлый, блестящий”. Этноним рос первоначально тяготел к побережью Черного и Азовского морей и Тавриды. Здесь существовал особый этнос росы. Взаимодействие славян с этим народом привело к перенесению индоарийского этнонима на часть юго-восточного славянства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Биография Айтеке би
Айтеке би Байбекулы Айтеке, Айтык - казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Айтеке би является близким родственником великого Жалантос-батыра, который правил Самаркандом и его округой при Есим-хане. Генеалогическое древо Айтеке би следующее. У Алима было шесть сыновей: Жаманак (Шекты), Карамашак (Тор-ткара), Айнык (Кар ...

Раннефеодальные княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.)в IX-XIII вв.
В середине IX в. на территории восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. Уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: Северный с центром в Новгороде и Южный - с центром в Киеве. В 882 г. Олег объединил эти два союза, и была образована Киевская Русь. Киевская Русь - это раннефеодальное государство ...

Политическое и идеологическое развитие. Цзян Цзинго
Рост благосостояния, повышение уровня образованности населения, расширение слоя высококвалифицированных рабочих и служащих, развитие частного предпринимательства создали условия для складывания так называемых новых средних слоев, или «среднего класса», для возникновения элементов гражданского общества. Союзнические и дружеские отношения ...