1996г. – «год согласия и примирения» (новый праздник – День примирения и согласия)
Страница 1

Исторические материалы » Исторический аспект введения нового государственного праздника в России » 1996г. – «год согласия и примирения» (новый праздник – День примирения и согласия)

а. Политическое обоснование нового праздника: «красные побелели, белые покраснели» [2]

В канун 7 ноября 1996 года президент своим указом объявил «год согласия и примирения». Сама дата – день победы большевиков в России – говорит о том, что по сути российский президент сказал: «красным» и «белым» пора помириться. А может, и правда пора?

Идея не новая. За последние годы о необходимости национального примирения говорили неоднократно. Многие ссылались на Франко, который поставил памятник всем жертвам гражданской войны и добился национального примирения. В 1994 году под впечатлением октябрьских событий 1993-го Кремль уже проводил соответствующую процедуру – всем политическим силам было предложено подписать договор об общественном согласии. И хотя определенный эффект от акции был (политическая борьба с тех пор шла в легальном русле, без кровавых эксцессов), оппозиция с Ельциным не согласилась. Не произойдет ли опять то же самое? Не будем ли мы снова либо наблюдать, либо участвовать в очередной схватке «белых» и «красных», возможно с самыми драматическими последствиями?

Последний крупный юбилей «Великого Октября» - 70 лет – справили в Перестройку. Общественное настроение было на подъеме, ждали улучшения, и все были полны надежд. Кто бы мог тогда подумать, что к следующей круглой дате и СССР перестанет существовать, и «Октябрь» будет разжалован в непонятный день, почему-то отмеченный в календаре. 10 лет в истории страны – вроде бы немного. Но в жизни отдельного человека и определенного поколения – это весьма большая дистанция. Дети, выросшие за это десятилетие (целое «школьное поколение»), уже толком не знают, что, собственно, случилось в Петрограде - 25 октября много лет назад. У тех, кому меньше 17 лет, нет проблем с очередной годовщиной революции – дополнительный выходной, такой же, как и прочие субботы и воскресенья. Они не были ни комсомольцами, ни даже пионерами, они не присягали дедушке Ленину и родной коммунистической партии. И советское прошлое, в котором не было жвачки, бананов, сникерсов и рекламы, они и представить себе не могут.

Те, кому меньше 30 лет, то есть кому в прошлый юбилей было 20 лет, также мало интересуются надвигающейся годовщиной. Доперестроечная жизнь для них – это детство и безмятежная юность. Разрушение старого порядка пришлось на пору их взросления и личного самоопределения. Они еще ничего не имели в жизни – ни статуса, ни должностей и стабильной работы, ни обязанностей. Этому «пролетариату по возрасту» нечего было терять, и он, естественно, наиболее легко адаптировался к изменениям и новому жизненному укладу. Политика их не интересует вовсе: ни то, что происходит сейчас, ни тем более то, что случилось 80 лет назад. Один из парадоксов краха коммунизма: на всей территории бывшего СССР молодежь оказалась самой социально пассивной частью общества, абсолютно аполитичной. Она никогда не верила ни в какой коммунизм и рассталась с ним без печали, белые и красные для нее приблизительно то же самое, что белые американские первопроходцы и краснокожие индейцы. Итак, приблизительно для половины населения Российской Федерации проблема мира между «красными» и «белыми» не существует вовсе. Прошлое не воспринимается им как нечто актуальное и имеющее какой-либо смысл.

Более сложное отношение к «красным» и «белым» у тех, кому за тридцать и больше. Прежде всего, «красные» и «белые» в нашей истории уже мирились, и неоднократно. Первый раз – в годы Великой Отечественной, когда эмиграция – а больше нигде к этому времени белых не осталось – выступила в подавляющей своей части на стороне Советского Союза. Деникин, Бердяев, Куприн и многие другие признали, что СССР является законным преемником Российской империи, что гражданская война была трагедией народа, в которой виноваты не только «красные», но и «белые».

После войны и «красные» постепенно стали признавать, что своя правота была и у «белых». Особенно наглядно прослеживается процесс исторического примирения в искусстве. В 60-70-е годы кинематографа, отражая настроения большинства, все более становится если не «белогвардейским»,то нейтральным по отношению к участникам революции и гражданской войны. Еще шолоховский «Тихий Дон» имел явно выраженную тенденцию к неидеологизированному представлению гражданской войны, что проявилось и при его экранизации. Со временем фигуры «белых» становились все более симпатичными и привлекательными, «красные» выглядели в лучшем случае просто такими же, как их противники. «Адъютант его превосходительства», «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни» и многие другие фильмы свидетельствовали о реальной переоценке революции и толи в ней красных и белых. Противники большевиков выведены в них весьма симпатичными и достойными людьми. Хотя общая оценка событий оставалась ортодоксально-коммунистической, ее идеологическая направленность нейтрализовывалась на художественном уровне. Аналогичные процессы шли и в других жанрах и видах массового искусства. Давно уже в моде «белогвардейские» песни про «господ юнкеров», «лейб-гусаров», «флигель-адъютантов» и «корнетов». Другой не менее яркий пример – анекдоты про Чапаева, который из красного героя превратился в комическую фольклорную фигуру. Профессиональные искусствоведы могли бы привести более существенные примеры и дать полную картину этого процесса, но я не претендую на роль специалиста и посему ограничусь, как мне кажется, достаточно убедительными примерами. Они свидетельствуют о том, что к началу перестройки в общественном сознании советского народа примирение между «красными» и «белыми» уже произошло, что, кстати, и создало объективную предпосылку для исторического поражения коммунизма.

Страницы: 1 2

Город под властью сеньора
Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавши ...

Первый этап опричнины
По указу Ивана Грозного взятые в опричнину получали земли на опричной территории (Центр, театр военных действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянством платившим подати не феодалу, а непосредствено в государственную казну). Те же, кто оказался земским, должны были оставить свои и ...

«Эпоха дворцовых переворотов»
С 1725 по 1726 год в стране произошло восемь переворотов, каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего, как правило, происходила смена персонального состава правящей верхушки. Всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. В 1722 году Пётр издал указ, по которому государь получал пр ...