Особенности развития государства и права в странах древнего востока
Страница 1

Исторические материалы » Государственный и общественный строй Древнего Китая » Особенности развития государства и права в странах древнего востока

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства не занимали значительного места.

Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э

Это сказалось на застойном характере восточных роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, социальных структур и свобод. Одной из основных социальных форм, играющих решающую сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. Она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

Отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты - налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела. В древнем конфуцианском Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право это прежде всего уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.

В настоящее время на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины V в. до н.э. до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства - в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Страницы: 1 2

Проблема терроризма в истории человечества. Глобальная проблема терроризма. Краткий экскурс в историю терроризма
Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разруш ...

Беларусь в войнах конца XYI –XYIII вв.
1558-1582 – Ливонская война (поражение Москвы). Речь Псполитая стала готовиться к новому походу на Москву. 1586- Стефан Баторий умер. Начался период безкоролевья. Москва предложила избрать русского царя, королём РП. И этим объединиться с РП против врагов(татар и турков), т.е. сделать военный союз. Радзивилы, Сапеги поддерживали эту идею ...

БССР в период восстановления народного хозяйства. Попытки реформирования советской экономики 50-60 гг. 20 в.
В годы войны БССР потеряла очень много. Почти все крупные сооружения разрушены, большая часть населения погибла, перестали действовать все заводы и т.д. Особенностью восстановления стало то, что Беларусь, как часть единого союзного государства, получила помощь со стороны тех республик, которые избежали гитлеровской оккупации. Восстановл ...