Внешняя политика республики Болгария
Страница 1

Исторические материалы » Болгария переходного периода 1990-2006 гг. » Внешняя политика республики Болгария

Приоритетами внешней политики Болгарии периода трансформации являлись вступление в НАТО и Европейский союз.

Путь страны от заявления о желании вступить в НАТО до ее присоединения к Североатлантическому альянсу растянулся более чем на 10 лет. За это время Болгария осуществила реорганизацию и привела в соответствие со стандартами и потребностями НАТО свои вооруженные силы и вооружения, военную инфраструктуру и военный бюджет, установила гражданский контроль над военным ведомством.

Дипломатические отношения с НАТО Болгария установила в 1990 г. В 1994 г. она присоединилась к программе "Партнерство во имя мира". В мае 1997 г. Народное собрание приняло декларацию о национальном согласии, согласно которой присоединение страны к НАТО определялось в качестве основного национального приоритета. Парламент дважды, в 1998 г. и 1999 г., вопреки общественному мнению страны поддержал политику НАТО в Косово, предоставив НАТО возможность использовать воздушное пространство и территорию Болгарии для транзита вооруженных сил, техники и т.д. В мае 2003 г. Народное собрание приняло решение об участии военнослужащих Болгарии в многонациональных оперативных силах в Ираке. Наконец, в марте 2004 г. вступил в силу протокол о присоединении Болгарии к НАТО, подписанный в марте 2003 г.

Вступление в Евросоюз рассматривалось и рассматривается Софией как шанс ускорить модернизацию страны. Именно поэтому данный выбор представлялся безальтернативным, несмотря на имевшие место негативные общественные настроения. Доводы скептиков, отстаивавших тезис о возможности успешного развития Болгарии вне ЕС на основе укрепления военной промышленности и атомной энергетики, отвергались большинством политиков как неубедительные.

Задача вступления в ЕС потребовала от Болгарии, как и от других стран, создания рыночной экономики, способной выдержать конкуренцию, в том числе и в рамках ЕС; стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдения прав и свобод человека, защиты прав меньшинств; включения в единое правовое поле Евросоюза, связанного с освоением правового массива, состоявшего приблизительно из 25 тыс. различных нормативных актов.

Дипломатические отношения с Европейским сообществом Болгария установила в 1988 г. В 1990 г. было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривавшее постепенную ликвидацию количественных ограничений на болгарский экспорт и взаимные уступки в торговле сельскохозяйственными продуктами. Тогда же Болгария была подключена к программе ФАРЕ и начала получать ежегодную безвозмездную помощь от Евросоюза на поддержку реформ и для подготовки страны к полноправному членству.

В 1993 г. вступили в силу соглашение об ассоциировании Болгарии в Европейский союз, обеспечившее условия для развития политического диалога, и временный договор о торговле, предусматривавший создание зоны свободной торговли между Болгарией и ЕС.

В декабре 1995 г. болгарское правительство приняло решение официально подать заявление о полноправном членстве в ЕС (при голосовании в парламенте оно было поддержано 212 голосами при 1 "против").

Поскольку в 1997 г. Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточно подготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступить только к их подготовке. Переговоры Болгарии с ЕС о присоединении начались в феврале 2000 г.

В опубликованном в 2002 г. годовом докладе Европейская Комиссия констатировала, что в Болгарии налицо "функционирующая рыночная экономика" и что Комиссия поддерживает желание страны присоединиться к ЕС в 2007 г.

В соответствии с данным выводом и решением Совета Европы, Еврокомиссия в 2002 г. разработала и приняла документ, названный "дорожной картой", на период до 2007 г. В феврале 2005 г. Болгарии был вручен проект договора о присоединении. В апреле 2005 г. Европарламент поддержал Болгарию в вопросе ее присоединения к ЕС ("за" высказалось 522 депутата, 70 проголосовали "против", а 69 – "воздержались").

После этого, 25 апреля 2005 г. президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС. Он предусматривает, что если страна окажется неподготовленной к полноправному членству в ЕС к 1 января 2007 г., то ЕС может отложить присоединение на один год.

В связи с рядом объективных обстоятельств, а также вследсвие восприятия России болгарским политическим классом как силы, находящейся в оппозиции НАТО и ЕС, в болгаро-российских отношениях имел место достаточно продолжительный период взаимного отчуждения. Для преодоления предубеждения в отношении РФ потребовалось время. Немало усилий для налаживания добрососедских, взаимовыгодных отношений между двумя странами приложили президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский. Главным итогом этой деятельности стали "Совместная декларация Президента Российской Федерации и Президента Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией" и 10 двусторонних документов, которые были подписаны во время визита в Болгарию в марте 2003 г. российского президента В. В. Путина.

Страницы: 1 2

Замок Bodiam
В 1385, король Ришар II дал разрешение Господину Эдуорду Далингригж строить замок около реки Rother для того, чтобы защищать регион против возможного вторжения французов. Господин Далингригж, который агитировал во Франции за Эдуорда III в течение войны 100 лет, без сомнения вдохновился французскими замками для того, чтобы строить замок ...

Внутренняя политика России во второй половине XIX в.
В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы, как помещиков, так и крестьян) была разраб ...

«Динамика капиталов» в учении А. Смита
Большое внимание Смит уделяет динамике капиталов, так как рост капиталов есть причина увеличения производства. При нехватке капиталов большая часть капиталов возникающего общества направляется прежде всего к земледелию, затем к промышленности и, наконец, к торговле чужими землями. Накопление капитала есть результат бережливости, состоя ...