Экономические реформы в Казахстане
Страница 2

- широкий спектр полезных ископаемых, создающий надежную сырьевую основу практически любого вида производства;

- большие площади сельскохозяйственных угодий и пашни, позволяющие Казахстану после реформы земельных отношений стать заметным даже на мировой арене экспортером продовольствия;

- наличие достаточно развитого производственного потенциала и грамотного контингента рабочих во всех отраслях;

- богатый арсенал научных открытий, идей и изобретений.

С другой:

- сырьевая направленность экономики;

- экологическая загрязненность многих регионов;

- отставание инфраструктуры;

- отсутствие новых технологий.

В марте 1993 года Н.Назарбаев подвел итого первого этапа (1991-1993 гг.) приватизации (малой приватизации). Итоги были неутешительные. Численность работников на приватизированных предприятиях составила всего 12% от числа работающих. Не были выполнены намеченные планы по приватизации государственного жилищного фонда, объектов торговли и бытового обслуживания.

В торговле на долю приватизированных предприятий приходилось всего 4.5% розничного товарооборота, хотя приватизировано было 40% их общего количества. В бытовом обслуживании частный сектор обеспечил лишь 21% услуг вместо намеченных 50%.

Тем не менее, власти с энтузиазмом приступили к осуществлению второго этапа приватизации. В марте 1993 года Указом Президента была введена в действие "Национальная программа разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 гг. (2 этап).

Согласно Программе, все объекты государственной собственности разделялись на две группы:

- объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;

- объекты, приватизация которых запрещена.

Ко второй группе относились земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир- все, что составляет исключительную собственность государства.

Объекты, подлежащие приватизации, в свою очередь, по количеству работающих делились на три группы:

- малые предприятия с численность работающих менее 200 человек;

- средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 человек;

- крупные предприятия с численностью работающих более 5000 человек. Методы приватизации определялись:

- для малых предприятий - продажа через аукционы и конкурсы;

- для средних предприятий (т.н. массовая приватизация) - посредством приватизационных инвестиционных купонов;

- крупные и уникальные объекты государственной собственности - по индивидуальным проектам.

В апреле 1993 года Верховным Советом была одобрена предложенная правительством С. Терещенко "Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ". Основную задачу правительство определило в достижение макроэкономической стабилизации, ускорении преобразовании собственности и создание конкурентной рыночной среды.

Принятие программ проходило на фоне непрекращающегося спада производства, падения денежных доходов населения и роста цен. В 1993 году экономическое положение Казахстана характеризовали следующие показатели:

Показатели

1993 г. в%

1. Национальный доход

к 1992 83.7

к 1991 60.9

2. Объем промышленной продукции

88.7

76.7

3. Цены выросли

в 61 раз

 

В 1992 году Россия "отпустила" цены, что привело к резкому витку инфляции. Тогда же в Казахстане началась секретная операция по подготовке своей валюты. С Англией была заключена договоренность об изготовлении клише. В том же году тайно было отпечатано 20% тенге.

Летом 1993 года в России были введены деньги нового образца. Центральный банк России объявил о том, что все рублевые банкноты, выпущенные до 1993 года, более не являются законным платежным средством России.

Неожиданно для себя Казахстан стал обладателем валюты, которая не только отличалась от российской, но и обменный курс которой начал стремительно падать. В республику начался массовый "сброс" старых, советских денег, сначала из Кыргызтана, потом из России.

Далее предоставим слово Н. Назарбаеву: "Мы нашли семь миллионов долларов и оплатили расходы по изготовлению оставшегося объема тенге. Наняли четыре самолета ИЛ-76 и привезли 60% валюты. Это была секретная операция. В документах значилось: оборудование для строящейся резиденции главы государства. У нас к тому времени в областях были подготовлены подземные склады. Четыре самолета за неделю сделали восемнадцать рейсов туда и обратно: Лондон - Уральск и далее по областям Казахстана. 12 ноября я назначил день ввода валюты. Оставалось меньше 20 дней . Самое тяжелое - развести деньги по всем районам, по всем банкам. Это было сделано за 8 дней . 11 октября вечером я выступил по национальному телевидению и объявил о переходе на новую валюту".

Страницы: 1 2 3 4

СССР 1953-1964 гг
Н.С. Хрущёв. Во внешней политике происходит поворот от противостояния двух систем к мирному сосуществованию. Начался период оттепели в международных отношениях. Были урегулированы отношения с Югославией, состоялись встречи Хрущёва с президентом США Эйзенхауером. Но внешняя политика руководства СССР была противоречивой. На XX съезде КПС ...

Вопросы внешнеэкономических связей в теории А. Смита
Значительное внимание Смит уделяет внешнеэкономическим связям. Внешняя торговля так же построена на специализации и разделении труда, как и внутреннее производство. «Если какое-нибудь иностранное государство может доставить нам товары дешевле, чем если бы мы изготовили их дома, то, разумеется, было бы выгоднее для нас купить их за часть ...

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...